Главная Новости Статьи Как получить лес погорельцам от государства в 2025 году!?

Как получить лес погорельцам от государства в 2025 году!?

     Мы, Благотворительный фонд «Семья в беде», не первый год занимаемся помощью семьям из сельской местности, пострадавшим от пожаров. Печально, но ремонтировать и содержать в надлежащем состоянии постройки времен СССР, которые им достались по наследству или были куплены на маткапитал, у сельчан зачастую просто нет средств. 

     Если в семью приходит беда, и горит единственное жилье, то  в лучшем случае им дадут временную квартиру от администрации района. Кто-то не получает даже такой помощи от государства, и начинает жизнь с нуля в съемных углах или по неравнодушным знакомым. Семьи, более-менее материально стабильные до пожара, с трудоустроенными взрослыми, задумываются о восстановлении утраченного дома или о строительстве нового.

Как может помочь государство семье, которая потеряла жильё?

      По закону, каждый гражданин России имеет право на получение материалов в виде леса по льготной цене для строительства дома или для его ремонта. Граждане, пострадавшие от пожара, имеют право на льготное внеочередное получение материалов в рамках мер социальной поддержки.

     На практике наш фонд «Семья в беде» лишь несколько раз видел ситуацию, когда погорельцам  помогли, при поддержке администрации, заготовить лес и другие материалы для строительства дома. Это были многодетные семьи в Нижегородской области и Краснодарском крае.

     Мы решили разобраться, что препятствует семьям, пострадавшим от пожара, пользоваться льготой от государства для восстановления дома. 

Почему не летят щепки и не рубят лес

     Казалось бы, леса в России много, а жилищный вопрос стоит остро, — почему нельзя хотя бы многодетным семьям в чрезвычайной ситуации дать возможность пользоваться народным достоянием? При пожаре, когда семья теряет единственное жилье, — важна любая помощь и участие.

     Увы, законов, дающих возможность получить помощь в строительстве в средней полосе России, сейчас нет. Бесплатно могут получить лес только жители крайнего севера, например, для починки чума, юрты, нарт, волокуши.

Так, в Томской области разрешено недорого купить лес для починки волокуш, житель Хакасии может льготно починить свои развалившиеся розвальни, в Ямало-Ненецком автономном округе можно недорого починить нарты. Представьте нашу необъятную Родину, материальное положение семей с детьми и прикиньте, что происходит чаще: пожары в жилых домах или поломки волокуш…

     Правила получения льготного лесного материала устанавливают сами регионы. Граждане могут получить на различных условиях от 50 (в Краснодарском крае, в  Челябинской области), до 150 (в Карелии) кубометров бревен. Бесплатно лес выделяют очень редко, а получить его даже на льготных условиях и даже в качестве мер социальной поддержки (погорельцам, многодетным) невыносимо сложно.  

Регионы словно соревнуются между собой по установлению препятствий для граждан в получении бревен для строительства дома.

Стоит ли такая делянка выделки?

     В первую очередь нужно знать, что сами бревна никто выделять и не обязан, государство может лишь выделить делянку для вырубки леса. Человеку, для которого это вопрос жизни, нужно:

— Подать заявление и документы через МФЦ, госуслуги или лично;

— Приложить документы на участок или дом, разрешение на строительство;

— Иметь справку из МЧС о пожаре или стихийном бедствии, если дом сгорел;

— Отстоять очередь за льготным лесом, которая может длиться годами;

— Заключить договор с лесничеством в своем районе;

— Получить и обработать участок с лесом в течение года по определенным правилам.

     Все расходы, связанные с вырубкой, доставкой и распиловкой древесины, расчисткой делянки придется взять на себя. Для обработки делянки и получения материалов нужны деньги. Но в итоге всех мытарств материал все равно получится  раза в два дешевле, чем по коммерческим ценам.

     Есть исключения, когда администрация региона компенсирует расходы на заготовку древесины. Так законом Вологодской области о поддержке граждан льготных категорий (многодетных семей) в области ИЖС предусмотрена компенсация на заготовку древесины для строительства, ремонта и реконструкции индивидуальных жилых домов в объеме до 250 кубометров. Столько же леса можно получить в Тыве.

     В Ивановской области закон предоставляет возможность получить лес только для строительства дома, и лишь один раз в 50 лет, то есть раз в жизни. В Липецкой области власти могут продать лес как раз только погорельцам или пострадавшим от стихийных бедствий, остальные могут приобретать только на коммерческих условиях.

«Кубометрический» калькулятор

    Для строительства дома в 100 м нужно порядка 20-25 кубометров лесоматериалов. Из хорошего леса выход пиломатериала может составлять порядка 60-70%, то есть нужно заготовить хотя бы 35-50 кубометров леса-кругляка.

    Заготовка 25 метров леса в 2025 году может стоить порядка 350 – 450 тысяч рублей. Сюда входит: распил на лесопилке, спил дерева и уборка делянки, доставка на участок распила, услуги лесовоза. (Закупка пиломатериалов по коммерческим ценам может обойтись в 2-2.5 раза дороже.) Однако здесь не учтена сушка леса, а из сырой древесины строить не дело. Дополнительные расходы неизбежны.

А кому в России принадлежит лес?

     Деревьев в России в разных регионах растет по-разному. Наиболее лесистым регионом по праву считается Иркутская область – 82 % покрытия,  а меньше всего лесных насаждений в степной Калмыкии – всего 0,2% площади.

К сожалению, большая часть лесных территорий в нашей стране находится в аренде частных лиц, которые не торопятся его кому-то выделять, и устанавливают свои цены. К примеру, в Ивановской области около 80% леса находится в частной аренде, и получить делянку под строительство очень сложно.

   Для получения леса возможно придется стоять в очереди годами, причем каждый год «занимать» ее заново, если делянки не досталось. Льготники — погорельцы не могут контролировать внеочередность, а оказаться отодвинутыми в ее конец — вполне, даже после всех сложностей с попаданием в эту пресловутую очередь.

Житель Кыштыма Николай Сериков пишет в соцсетях:

    «Несколько раз пытались, бесполезно. Лесная мафия. Люди зарабатывают деньги. Регистрация в МФЦ, очередь с 2-х ночи 10 января (когда будут известны лимиты на данный лес) всё это игра в демократию. Для показухи».

 Деревянная рулетка

     Предположим, что заветный сектор приз выпал, делянка вам досталась. Однако участок леса, который выделят под вырубку, вместо предпочтительных хвойных пород может иметь насаждения, непригодные для строительства. Это может быть молодой лес или породы, малопригодные для заготовки бруса или бревен. Указывать назначение древесины в заявлении нужно обязательно (деловая – для стройки или дровяная – для отопления). А вот качество требуемого дерева и породы спрашивают далеко не везде, выдают то, что есть в лесничестве и никому не нужно. Кое-где требуют еще обосновать требуемый объем древесины проектной документацией (Орловская область, КЧР).

     Следующий подвох: большой процент старых и гнилых деревьев. Вследствие этого на выходе из лесопилки вы получите недостаточное количество лесоматериала. Получается, что заготовщик может просто даром потратить свои деньги на заготовку леса. По закону, продать его нельзя, а компенсировать потраченное никто не будет.

     Перевозка леса – существенная затрата во всем этом «бесплатном» удовольствии. Если лес выделят не в ближайшем лесничестве, то вести издалека его может быть нерентабельно. Да и вывести физически лес можно далеко не с каждой делянки, непроходимых, неподъездных участков очень много.

Вырисовывается такая картина, что 47% России покрыто лесным фондом, люди могут жить в лесу поколениями, а построить даже скромную избу фактически не могут даже в самой крайней нужде. Такой возможности государство не дает простым местным жителям – зато пользоваться лесом могут особые, обеспеченные лица и коммерческие организации.

     Да, решать жилищный вопрос выделением леса – метод архаичный и не самый дешевый.

     По мнению специалистов, лесоматериалы, полученные таким образом, по современным стандартам больше подходят для строительства хозяйственных помещений или заготовки дров, а не для жилища. Но условия жизни людей в сельской местности нашей страны трудно оценивать по «современным стандартам». При отсутствии жилого фонда для погорельцев во многих регионах, упрощение получения лесоматериалов могло бы стать для них большим подспорьем.

     Данный закон, может пригодиться семьям, где есть несколько крепких мужских рук, например отца, деда и сыновей, которые умеют пользоваться инструментом, имеют какой-то свой независимый доход. Но много ли осталось таких семей у нас в глубинке?

Кто виноват?

     Проблема поддержки погорельцев и малоимущих семей на селе — это часть большой проблемы развития сельской местности и восстановления сельской инфраструктуры. Люди, столкнувшиеся с получением леса от государства понимают, что лишь небольшому количеству семей в России под силу воспользоваться этой «льготой».

    Предприимчивые предприниматели в связи с этим научились просто выкупать у граждан их права на получение данной льготы на заготовление леса. Так в Вологодской области, богатой лесонасаждениями, в декабре 2024 года, был привлечен к ответственности предприниматель, который «приобрел» у 11 жителей региона договоры купли-продажи лесных участков, выделенных для индивидуального использования.

При этом сами чиновники Вологодской области были задержаны несколькими месяцами позднее в феврале 2025 г. тоже за спекуляцию лесом, но уже в совсем в других масштабах: вице-губернатор попал под подозрение в вымогательстве 100 миллионов рублей у местной лесопромышленной компании за продление договора об аренде лесных участков под вырубку.

     По нашим данным эта практика повсеместна по России, причем схемы лесных афер самые разные. Лес использует кто угодно только не нуждающиеся, которые имеют на него первоочередные права – до них он просто не доходит.  

    Сейчас государство не играет активной роли в процессе обеспечения льготников материалами для самостоятельного строительства. Предоставляется лишь формальное право вырубить лес для тех, кому это вообще под силу.  Было бы правильнее делать поддержку льготных категорий организованно, на уровне хотя бы управления лесного хозяйства, которые могли бы сами обрабатывать лес и выдавать стройматериалы. Многие же семьи вообще далеки от такого вида деятельности, как заготовка и обработка лес,  они не могут справиться с заготовкой леса и реализовать свое право. 

   И что делать…?

Если предположить, что в нашей стране кто-то захочет решить жилищный вопрос с нуждающимися семьям, то, безусловно, его нужно решать в зависимости от климатических условий, социально-экономической ситуации в регионе. Если развита лесопромышленность как в Вологодской, Иркутской областях и многих других областях, то не составит большой нагрузки для бюджета, за счет тех же социальных дотаций, наладить производство наиболее экономичных современных домокомплектов для сборки домов (хотя бы 65 м2) из бруса или по каркасной технологии. Если лес в регионе в дефиците, то не сложно и наладить недорогое производство домокомплектов из современных панелей. Такие экономные дома для семей огромный вклад в развитие экономики и демографии любого региона.

    В ряде регионов уже сейчас существуют субсидии на строительство домов в сельской местности в рамках программы по развитию сельских территорий. В других областях погорельцам и иным льготным категориям выдают жилищные сертификаты. Но даже эти программы действуют очень ограниченно и не организованно.

   К сожалению, помогать в обеспечении жильем местных жителей и помогать в развитии семейного хозяйства сегодня никому не выгодно. Намного «перспективнее» людей загонять в ипотечные договора, в рамках которых можно использовать существующие жилищные субсидии. Если бы нуждающимся людям выдавали сразу готовые домокомплекты из леса или хотя бы обработанные лесоматериалы, а например, за счет сертификатов и субсидий компенсировалась   перевозку и строительные расходы, то малоимущие полные многодетные семьи, погорельцы и другие льготные категории могли бы иметь возможность строительства жилья в сельской местности.

При этом по себестоимости такие дома обошлись бы не дороже современного маткапитала, на который люди вынуждены покупать по завышенным рыночным ценам полуразрушенное жилье «доперестроечных» времен. Наш фонд в рамках проекта «Неопалимая купина»  как раз работает с последствиями этой проблемы и помогает семьям после пожара: пристанища времен СССР полыхают по всей уже современной России синим пламенем, унося тысячи жизней…

    Но пока даже просто наладить выдачу сырого леса на корню, чтобы хоть чем-то помочь семьям в беде, для регионов остается неподъемной задачей…  

, , , , ,